Как подобрать велосипед для взрослого

(Дайте оценку материалу)
Загрузка...

Данным материалом, портал sport-hmao.ru начинает рубрику полезных советов. Ваши вопросы и пожелания оставляйте нам здесь. Мы обязательно вам ответим.

Велосипед иллюстрацияКогда ты был маленьким, велосипед выбирался просто: главное, чтоб цвет поярче, фонариков и зеркал побольше, и сигнал погромче! Но вот ты вырос, и, естественно, выросли и требования к велосипеду. Поэтому, придя в магазин за новым «железным конем», не вздумай ориентироваться на крылья и фонари — все эти аксессуары ты сможешь докупить позже.

Твоя задача — правильно выбрать самую суть: отличную раму, быструю и качественную перекидку и другие важные для езды компоненты. Чтобы облегчить себе этот процесс, можно сразу сосредоточиться на велосипедах проверенных производителей — как правило, они ценят свою репутацию, и выпускают максимально качественный двухколесный транспорт.

Итак, на что же обратить внимание, а на что можно закрыть глаза?

Тип велосипеда

В зависимости от назначения, веса и возможностей велосипеды подразделяются на несколько основных типов.

Хардтейл (от англ. — «жесткий тыл/хвост») — велосипеды с амортизационной вилкой только на переднем колесе.

Хардтейл тип велосипеда
Хардтейл

Этот тип наиболее распространен в мире и спортмагазинах. Его основные преимущества — доступность, относительно невысокая цена и легкость конструкции, обусловленная низким весом рамы (как правило, ее изготавливают из хроммолибдена, алюминия, карбона или титана) — 9-14 кг.
Средний диапазон цен: 10 000 — 150 000 рублей.

Кстати, именно на таком типе велосипедов проводятся единственные в формате Олимпийских игр велогонки — кросс-кантри.

Комфортный хардтейл для езды по городу
Комфортный хардтейл

Комфортный хардтейл. Это «родственник» предыдущего типа, но предназначенный для более комфортной, мягкой езды. Комфортный хардтейл[/caption]В таких велосипедах седло часто устанавливается на подседельный штырь с амортизацией, а руль поднимается более высоко, помогая достичь гордой прямой, а не полусогнутой спортивной посадки. Шины имеют среднюю толщину и не сильно развитый протектор, что обеспечивает тихую езду по асфальту.
За счет массы дополнительных «удобств» такие велосипеды имеют чуть больший вес — 11-14 кг.
Средний диапазон цен: 10 000 — 50 000 рублей.

Двухподвес (full suspension) — такой велосипед имеет два амортизатора — передний и задний, что обеспечивает повышенный комфорт при езде.

Велосипед типа двухподвес (full suspension)
Двухподвес

Рамы у подобных двухколесных изготавливаются, как правило, из алюминия или карбона, и лишь в самых бюджетных моделях они — стальные.
Вес двухподвесов колеблется в среднем между 10,5 и 16 кг.
Средний диапазон цен: 30 000 — 400 000 рублей.

Фрирайд, он же даунхилл — это двухподвес для ценителей особого экстрима типа спусков по извилистым и каменистым горным тропам или диким лесным дорожкам.

Фрирайд или  Даунхилл
Фрирайд / Даунхилл

От обычного двухподвеса его отличает наличие двухкоронной вилки и, чаще всего, мощные и надежные дисковые тормоза.
Все это увеличивает вес аппарата до 12-18 кг.
Средний диапазон цен: 45 000 — 500 000 рублей.

Выбора велосипеда по размеру рамы

Неправильно выбранная рама — одна из наиболее частых ошибок, которые допускают при покупке «железа» начинающие велосипедисты. Зачастую этот просчет объясняется просто: в магазине нет рамы «правильного», подходящего покупателю размера, и тому приходится выбирать из того, что есть.

Рекомендации по выбору размера рамы в зависимости от роста:

Рама Рост, см
14″ 135-155
16″ 150-165
18″ 165-178
20″ 175-185
22″ 185-195
24″ 190- 210 и >

 

Но за «своей» рамой все-таки имеет смысл поохотиться. Выяснить, что размер — подходит, можно так: встань с байком между ног на ровной поверхности; если между пахом и рамой остается промежуток примерно в ширину ладони (7-10 см), рама — «твоя». Такой промежуток убережет тебя при экстренных торможениях и аварийном соскакивании с седла велосипеда. Правда, если ты уверен, что будешь ездить исключительно размеренно, этим правилом можешь и пренебречь.

Для любителей математики есть более точная формула определения размера рамы: Р = (Д х 0,56) : 2,54. Д здесь — длина твоих ног, Р — итоговая ростовка, округляем к ближайшему целому.

Как определить размер рамы по формуле Эйнштейна:

  • Измерьте длину ваших ног;
  • Умножьте полученный результат на 0.56;
  • Полученное число разделите на 2,54;
  • Итог — ваша ростовка.

Материал рамы

Рама — центровой элемент конструкции велосипеда. Чаще всего к ней предъявляется лишь два требования — чтобы была прочной и не слишком тяжелой. В разной мере этим требованиям удовлетворяют наиболее распространенные материалы для рам. Расположим их по возрастанию стоимости и характеристик.

Сталь. Если ты нацелился на бюджетный велосипед, готовься, что рама у аппарата будет именно из этого материала. Плюсы стали — низкая стоимость, простота изготовления и завидная прочность. Основной минус — вес: велосипед со стальной рамой будет всерьез тяжелее собратьев, в которых используются другие материалы.

Сталь хроммолибденовая. Рамы из этого материала обладают всеми преимуществами стальных, но имеют меньший вес.

Алюминий. Этот легкий и простой в обработке материал имеет чуть меньшие прочностные характеристики, нежели сталь. Поэтому алюминиевая рама — толще стальной, а велосипед имеет «пухлый» агрессивный вид. Стоимость алюминия выше, чем у стали, поэтому и финальная цена велосипеда с алюминиевой рамой будет выше, чем стального — чаще всего такие аппараты относятся к горным велосипедам среднего и среднего плюс классов.

Титан. Экстра-легкий, экстра-прочный и, к сожалению, достаточно дорогой. Особой разницы в весе между титановыми и алюминиевыми рамами нет, а вот в цене разница ощутима. Поэтому велосипеды с титановыми рамами — штука достаточно редкая, «на любителя».

Магний. В чем-то напоминает титан — столь же крепкий, легкий и, к сожалению, дорогой материал. Магниевые рамы только начинают входить в моду, они способны выделить велосипед из общего ряда.

Композитные материалы. Это сложная современная конструкция, основу которой составляют кевларовые, карбоновые или фиберглассовые нити, скрепленные различными смолами. Комбинируя материал нитей, смол, а также методов их скрепления, можно получить практически любую заданную характеристику. Специалисты считают, что композиты — будущее горных велосипедов.

Стальные спецплавы. Если в сталь добавить правильную присадку — например, какой-нибудь редкоземельный элемент, она превратится в состав с уникальными характеристиками, превосходящими характеристики титана или магния. Но вследствие довольно высокой стоимости велосипеды с подобными рамами крайне редки.

Впрочем, зависимость легкости, качества и цены велосипеда от материала рамы — штука нелинейная. Хорошая хроммолибденовая рама частенько может стоить дороже алюминиевой, а высококачественная алюминиевая серьезного производителя — дороже титановой. Название марки-производителя, качество рамы и ее вес — это, а не материал, определяют ее стоимость.

Баттинг

Эта технология изготовления рам является признаком качественного велосипеда. Баттинг — это процесс, при котором трубки, составляющие основу рамы, приобретают разную толщину стенок. Там, где ожидается бОльшая нагрузка (например, на стыке с рубевой колонкой), толщина стенок будет выше. Там, где нагрузки минимальны, стенки будут тоньше. Такая градация позволяет значительно снизить вес рамы: именно благодаря баттингу производителям современных хроммолибденовых, алюминиевых, титановых и спецсплавных рам удалось вплотную приблизить свои конструкции к невероятному весу в 1,3 кг.

Амортизационная вилка

Без этого устройства нынче продаются лишь самые бюджетные велосипеды. На хорошем горном велике вилка с амортизацией — обязательный элемент. Наиболее распространены сегодня вилки пружинно-эластомерного типа; если же покупатель не намерен экономить на комфорте и безопасности езды, то ему стоит предпочесть более дорогие и современные вилки пружинно-гидравлического (масло) типа или воздушные.

В среднем, ход вилки для велосипедов кросс-кантри находится в пределах 2,5-4,5 дюйма (7-10 см), вилки для даунхилла — 4,5-7 дюймов (10-18 см).

Наиболее хорошо в производстве этих элементов зарекомендовали себя проверенные производители RST, Manitou, Fox, Rock Shox, Cannondale (HeadShok). В последние годы появились и более бюджетные, но обладающие неплохими характеристиками вилки производства Тайвань — SR Suntour, Top Gun и Ballistic.

Переключатели (они же — перекидки)

Это самые важные элементы велосипеда после рамы. Задача переднего переключателя — перебрасывать цепь между тремя передними звездами на системе. Задний переключатель выполняет ту же операцию между 6-11 (в зависимости от модели) задними звездами на кассете. Наиболее распространенными и надежными сегодня считаются перекидки от
Shimano и SRAM.

Переключатели на велосипеде
Переключатели

У перекидок есть манетки — это расположенные на руле рыжачки переключателей, приводящие их в действие. Правая отвечает за задний переключатель, левая — за передний. Сегодня существуют два типа манеток.

Первый тип — так называемый «рапидфайр» (Rapidfire) от Shimano. Такие манетки имеют по два рычажка: первый — для движения с больших звезд на меньшие, второй — в обратную сторону. Переключают скорости двумя пальцами — большим и указательным.

Второй тип — «грипшифт» (Grip Shift) от производителя SRAM. Эти манетки внешне похожи на ручку газа на мотоциклах, а переключение между звездами осуществляется вращением. В отличие от последовательного «рапидфайр», «грипшифт» позволяет переключать скорости с любой на любую буквально одним движением.

Какой из предложенных типов лучше, не скажет ни один специалист: у каждого из вариантов есть свои преимущества и недостатки, а их выбор — дело исключительно вкуса.

Тормоза

Самыми популярными на сегодня являются тормоза V-brake, разработанные уже ставшей легендарной фирмой Shimano несколько лет назад. Их основные достоинства — надежность, быстрая и точная работа, малый вес. В последнее время и другие фирмы наладили производство подобных тормозов — наиболее известны среди них Avid и Tektro. Не так давно свои «ви-брейки» представил веломиру производитель SRAM.

Оригинал в мире велотормозов, о котором имеет смысл упомянуть отдельно, — это фирма Magura, наладившая производство и продажу гидравлических тормозов. Эти девайсы стоят значительно дороже, чем «ви-брейки», но их цена абсолютно адекватна качеству: свои функции тормоза от Magura выполняют с куда лучшими характеристиками, чем V-brake.

Ну а лучшими в сочетании цена/качество в последние годы являются дисковые тормоза. Им удалось полностью вытеснить конкурентов из экстремальных видов велоспорта типа даун-хилла, а относительно недавно они завоевали и лидерство в кросс-кантри. На сегодня специалисты называют их лучшими тормозами из существующих. Но, помимо достоинств, у дисковых девайсов есть и минусы — высокая стоимость, потребность в своей особенной втулке для установки и, к сожалению, несовместимость с большим количеством рам. Минусы перевешивают и делают широкое применение дисковых тормозов невозможным.

Система звезд

Эта конструкция, которую можно назвать «сердцем велосипеда», состоит из шатунов и передних звездочек. Требования, предъявляемые к ней, в общем-то, невелики — прочность, жесткость и небольшой вес.
Сегодня абсолютное большинство велосипедов имеют системы, разработанные фирмой Shimano. Также достаточно распространены «звездные комбинации» от Sugino (эта фирма выпускает системы для велосипедов производства Specialized и Ritchey), SRAM, Cyclone…

И самое важное — гарантия и сервис!

Какую бы марку велосипеда, материал рамы и производителя навесного оборудования ты не предпочел, в обязательном порядке уточни у продавца наличие гарантийного срока на раму и основные узлы аппарата — перекидки, манетки, системы, тормоза…
Большим плюсом продавца будет наличие у него собственной гарантийной мастерской, которая приведет твоего «железного коня» в чувство после излишне экстремальных покатушек или проведет ежегодное техобслуживание.

Уточнив все моменты, обязательно проследи, чтобы гарантийный талон на выбранный велосипед был заполнен разборчиво и правильно.

Заполнив гарантийку, не спеши хватать «железного коня» и немедленно начинать крутить педали. Грамотный продавец обязательно предложит провести предпродажную подготовку — мероприятие, во время которого велосипед тщательно проверяется на работоспособность в присутствии покупателя. Внимательно изучи, как работают переключатели и тормоза, нет ли «восьмерок» на ободах колес и, естественно, накачаны ли покрышки.




Комментарии:

Обсуждение закрыто.