Подводим итоги чемпионата Европы по волейболу

Волейбольный паркет

Необходимо извлечь уроки перед отборочным турниром к олимпиаде.

В Софии завершился чемпионат Европы. С одной стороны – непредсказуемо, с другой – закономерно. Кто сомневался в силе французов и их способности выиграть континентальное первенство? После летней победы в Мировой лиге эта сборная по факту вошла в элиту мирового волейбола и сейчас лишь подтвердила свой высокий уровень.

К серебряным медалям Словении можно относиться по-разному. Можно записать этот сумасшедший слалом через Голландию, Польшу и Италию в разряд сенсаций, которые время от времени случаются. А можно увидеть в этом подтверждение относительно новой тенденции, которая набирает обороты практически во всех игровых видах спорта.

Посмотрите, пусть и в разобранном состоянии, но наша баскетбольная сборная уступает на чемпионате Европы Польше (!), Израилю (!!), Финляндии (!!!). В футболе в финальную часть чемпионата континента уверенно выходят Албания, Северная Ирландия, Исландия, Уэльс – когда такое было?! В хоккее разница между командами, выступающими в группах «А» и «Б» чемпионата мира, становится все менее заметной.

Победы мировых лидеров над вчерашними аутсайдерами даются все с большим трудом. И все чаще и чаще середняки вырываются вперед – за счет лучшей готовности и настроя на конкретный матч или турнир. Тенденция такова, что средний уровень развития игровых видов спорта в целом и волейбола в частности в последнее время серьезно вырос. Сейчас все умеют играть, обладают передовыми разработками в области подготовки – физической, тактической, психологической, располагают исполнителями достаточно высокого уровня. Обыграть «на одной ноге» уже никого не получится.

Процесс выравнивания имеет объективные и субъективные причины. Среди первых – развитие информационных технологий, общая открытость мира, доступность информации, заложенная база подготовки, начиная с детского спорта. Одной из субъективных причин я бы назвал также… развал Советского Союза. Который дал мощнейший толчок развитию мирового спорта, когда тысячи высококлассных, но нищих специалистов из СССР растеклись по миру – играть, тренировать, передавать (продавать) опыт страны, где спорт высших достижений был элементом национальной политики наряду с балетом и космосом.

Вячеслав Платонов поднимал волейбол в Финляндии, Алекно и Гребенников работали во Франции, длинный список ведущих наших волейболистов отметились в девяностых годах прошлого столетия в Италии и Турции. Последствия этого процесса мы и пожинаем – в том числе в виде Ивана Зайцева и Олега Антонова в составе сборной Италии, Жени Гребенникова – в команде Франции.

БОНУС!
БОНУС!

Мир стал более открыт – и с удовольствием впитал в себя все, что было лучшего. И вот уже итальянские тренеры, выросшие на изучении советского методического наследия, едут к нам в качестве мэтров. Этот урок мы вроде бы уже усвоили, но обучение, похоже, только начинается. Ученики превзошли учителей, пора учителям вновь основательно садиться за парты.

Причины поражения сборной

Уроки прошедшего чемпионата Европы очень просты: для достижения результата в современном спорте нужна КОМАНДА, – не на бумаге, а на деле, в игре. Роль индивидуальности все еще высока, но на выросшем общем уровне именно налаженные командные взаимодействия играют определяющую роль. Посмотрите на сборные Франции и Словении.

Урок второй: у сборной, претендующей на чемпионство, не должно быть слабых мест – их моментально вычислят и используют по максимуму. Статистика свидетельствует, что чаще побеждает не та команда, которая забивает в три метра, а та, которая играет чище, допускает меньше собственного брака.

Урок третий: тактическая гибкость команды, способность «переобуться» в прыжке, найти верное решение – это гарантия выживаемости под любым давлением. Те же французы победили в полуфинале Болгарию, уступая 0:2, изменив тактику поединка.

Урок четвертый: при равенстве сил на площадке огромное значение приобретает эмоциональный настрой и психологическая устойчивость. Сборная России вышла на эмоциональный пик в поединке с Сербией, и уступила «заряженной» на сто процентов Италии. Которая, в свою очередь, выплеснув все эмоции накануне, не смогла оказать сопротивления Словении…

Все эти уроки мы, казалось, усвоили еще со времен олимпийского финала в Лондоне. Ведь там все это было – и смена тактики, и минимум своих ошибок, и эмоциональная заряженность… К сожалению, этот урок мы не закрепили в сознании. Снова пора за парты.